Если показателем уюта и комфорта дома является тепло, то для холодильников важно, наоборот, его полное отсутствие. Просачивание "горячих" потоков через бреши изоляции чревато не только повышением температуры внутри.
Это влечет перерасход электроэнергии и сокращает срок службы компрессора – при больших потерях вынужден работать беспрерывно, что ведет за собой скорый выход из строя. Увидеть и устранить проблему поможет тепловизионное обследование холодильной камеры.
Задачи обследования на объектах производства и использования холода
Целью любого обследования является сокращение производственных затрат. В случае с холодильными камерами задача тепловизионной съемки – определение мест притока тепла. Чем их меньше, тем меньше придется потратить электроэнергии на охлаждение и транспортировку хладагента.
Даже 5% экономия в годовом эквиваленте для среднестатистической системы хладопроизводства обычно составляет 100-120 тысяч рублей.
Основные причины увеличения температуры внутри холодильных камер:
- повышение температуры хладоносителя из-за плохой изоляции транспортирующих его трубопроводов;
- поступление тепла в камеру путем инфильтрации (проникновения) наружного воздуха (щели, неплотное примыкание дверей, открытые проемы при загрузке-выгрузке);
- потери через изоляцию (нарушение технологии укладки панелей, слишком тонкий изолирующий слой);
- потери из-за нагрева сопутствующего оборудования (постоянно включенные осветительные приборы, дефект вентиляционной системы – трение подвижных частей вентиляторов с избыточным теплообразованием);
- разгерметизация систем транспортировки фреона, его утечка.
Есть и другие причины увеличения затрат на заморозку и охлаждение. Так называемый "человеческий фактор". Если персонал мало заинтересован в экономии, то в морозильную камеру может укладываться не охлажденный предварительно продукт или во время всего периода загрузки дверь не будет закрываться. Следует уделить внимание этим словам, если обследование не выявит проблем, а расход электроэнергии будет выше.

Утечки тепла в ограждающий конструкциях холодильного конвейера (транспортера) на производстве тортов-мороженых (г. Выборг, 2014 г.)
Основные задачи обследования
- проверка соответствия реальных характеристик холодильной установки заявленным значениям,
- установление класса энергоэффективности оборудования (проверка на соответствие/несоответствие заявленному классу),
- выявление дефектов, приводящих к увеличению температуры и повышению расхода электроэнергии.
Возможности тепловизора
Стандартная проверка толщины изоляционного слоя камеры предполагает сверление отверстий в контрольных точках или демонтаж плит утепления. Такие методики трудоемки и не гарантируют 100% результат при выявлении проблем. С помощью тепловизора увидеть "узкие" места системы можно быстрее, причем без какого-либо дополнительного ущерба самой камере.
На что может указать прибор во время обследования
- некачественные участки изоляции;
- неравномерность температурных полей;
- отсутствие герметичности запорных конструкций (люки, дверцы и т.п.);
- места образования (скопления) конденсата;
- места утечки фреона;
- "забитые" трубки радиаторов.
Последовательность работ
Продолжительность тепловизионного обследования при работе с объектами холодопроизводства или морозильными камерами обычно не превышает нескольких дней. Сама съемка поверхностей тепловизором зависит от размеров исследуемого участка – чем он больше, тем дольше будет занят термографист.
Этапы обследования
- Заключение договора на обследование.
- Подготовка поверхностей камеры (очистка стен от грязи и наледи).
- Съемка.
- Расшифровка полученных данных.
- Подготовка отчета с рекомендациями.
Объекты обследования
Наиболее часто заказывают тепловизионное обследование складов-холодильников, промышленных морозильных камер. Реже рассматривают корректность работы торгового оборудования, связанного с хранением продуктов питания и других скоропортящихся товаров.

Обнаруженная утечка холода в теплоизоляции обшивки рефрижераторной фуры.
За последние годы все большую популярность набирает тепловизионная диагностика автомобилей-холодильников (в первую очередь фур) и прицепов/полуприцепов-рефрижераторов. Здесь исправное состояние морозильной установки подразумевает отсутствие перерасхода ГСМ и гарантирует соблюдение заданного температурного режима при грузоперевозках.